Помощь в подготовке научных статей

8-800-333-87-10
  8 906 968 1740

zakaz@vakpro.ru

Меню

Педагогические науки

13.00.00

Педагогические науки в себя включают следующие направления (код / название специальности):

Код / шифр Название специальности
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Области исследований:
  Методология педагогических исследований (мировоззренческие основания исследований; исследовательские подходы к развитию педагогической науки, их сочетаемость и границы применимости; методы педагогических исследований; развитие предметной области педагогики; педагогическое науковедение; специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях; диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики; методологическое обоснование прогностических исследований; методологическое обоснование крупномасштабных коллективных исследований; качество педагогических исследований)
  История развития педагогической науки и образовательной практики (анализ исторического развития практики образования; становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий; монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого; история этнопедагогики; развитие педагогической лексики и терминологии)
  Педагогическая антропология (концепции воспитания, обучения и социализации личности средствами образования; педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования).
  Теории и концепции обучения (закономерности, принципы обучения ребенка на разных этапах его взросления; индивидуализация и дифференциация образования; типы и модели обучения, границы их применимости; образовательные технологии; концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения; специфика обучения на разных уровнях образования)
  Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как средство воспитания личности)
  Концепции образования (социокульутрная обусловленность динамика образования; социальные эффекты образования; концепции интеграции учащихся в новую социальную среду средствами образования; качество образования и технологии его оценивания; технологии создания и развития образовательной среды; непрерывное образование; образование взрослых; инновационные процессы в образовании; управление образовательными системами; теория и практика дистанционного и медиа-образования; взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования)
  Практическая педагогика (обобщение передового педагогического опыта; инновационное движение в образовании; опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений; системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций; деятельность общественных организаций в сфере образования; социальное партнерство образовательных учреждений)
  Сравнительная педагогика (состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики, теории и практики образования в различных странах и регионах мира; соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной и региональной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования)
  Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования (исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов)
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Области исследований:
  Методология предметного образования:

—            история становления и развития теории методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;

—            вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства;

—            тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования;

—            проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне;

—            возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения;

—            специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;

—            общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий;

—            прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;

—            анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения.

  Цели и ценности предметного образования:

—            разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии [информационного общества, массовой глобальной коммуникации] общества;

—            развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий;

—            проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса;

—            профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе;

—            аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях образования.

  Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования:

—            проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования;

—            теоретические основы созданиями использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;

—            теоретическое обобщение передового опыта обучения и воспитания;

—            сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах;

—            оценка профессиональной компетентности учителя-предметника;

—            различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника;

—            разработка содержания предметного образования;

—            теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования;

—            разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей;

—            взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования;

—            проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов;

—            теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней;

—            теория, методика и практика информатизации образования; -разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования;

—            анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания;

—            технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования;

—            методическая эволюция учебных программ;

—            методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования;

—            история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования;

—            проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования;

—            теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания и на разных уровнях образования;

—            проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов;

—            разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету;

—            проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования;

—            теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико-эргономического качества;

—            теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения;

—            теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий;

—            теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий;

—            проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций;

—            анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования;

—            разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.

  Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам:

—            теория и практика руководства самодеятельным творчеством;

—            теория и методика дополнительного образования по предмету;

—            методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив;

—            разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету;

—            подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования;

—            подготовка педагогических кадров в области информатизации образования

13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Области исследований:
  Теория и методология коррекционной педагогики
  Анализ и прогнозирование развития систем обучения и воспитания детей с различными отклонениями и нарушениями развития
  История теории и практики коррекционной педагогики
  Педагогические аспекты комплексного выявления и дифференциации отклонений и нарушений развития (врожденных и приобретенных) у детей и взрослых в контексте задач комплексной коррекционной помощи
  Проблемы педагогических классификаций различных категорий детей с отклонениями и нарушениями в развитии (педагогических компонентов комплексных классификаций)
  Проблемы педагогической коррекции вторичных отклонений и нарушений развития в контексте общего психосоциального развития и образования детей, подростков, детей и взрослых с различными первичными отклонениями в развитии
  Определение содержания особых образовательных потребностей детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития
  Разработка систем ранней (с первого года жизни) комплексной помощи (специфической и неспецифической) детям с различными отклонениями и нарушениями развития
  Разработка систем дошкольного воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместного с нормально развивающимися сверстниками)
  Разработка систем школьного обучения и воспитания детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместного с нормально развивающимися сверстниками)
  Общеобразовательная и профессиональная подготовка и переподготовка взрослых с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью)
  Теория и практика разработки и применения компьютерных инструментов развивающего и коррекционно-направленного обучения детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития
  Разработка систем обучения и воспитания детей с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших достижений медико-биологических технологий
  Реконструкция систем подготовки и переподготовки кадров специалистов на основе внедрения современных достижений теории и практики коррекционной педагогики
  Проблемы включения семьи в систему комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям, подросткам и взрослым с различными отклонениями и нарушениями развития
  Проблемы взаимодействия педагогов с психологами и врачами, осуществляющими выявление, дифференциальную диагностику и коррекционную помощь детям, подросткам и взрослым с различными отклонениями и нарушениями развития
13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Области исследований:
  1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.

1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры:

—            пути усиления значимости физической культуры в современном обществе;

—            научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры;

—            физическая культура как часть общей культуры;

—            физическая культура как социальное явление;

—            историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры;

—            прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе;

—            дидактические проблемы физической культуры;

—            факторы, условия и закономерности направленного физического развития и

—            совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы.

1.2. Управление в системе физической культуры:

—            менеджмент в системе физической культуры;

—            маркетинг в системе физической культуры;

—            управление физкультурным движением;

—            управление физкультурной организацией;

—            управление физической культурой в государстве, регионе, республике,

—            городе, области, районе, отдельном населенном пункте.

1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств):

—            средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости;

—            закономерности формирования двигательных навыков и умений;

—            содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений;

—            взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков;

—            общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств);

—            динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств);

—            закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе;

—            сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков.

1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.

1.5. Нормативная база физической культуры.

  2. Теория и методика физического воспитания.

2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания:

—            дидактические проблемы базового физического воспитания;

—            психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания;

—            методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания; -управление системой физического воспитания.

2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования: -направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования;

—            особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, среднеспециального и высшего профессионального образования;

—            оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, среднеспециальных и высших учебных заведениях;

—            физическое воспитание как средство становления личности.

  3. Теория и методика спорта.

3.1. Спорт как социальное явление:

—            социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;

—            историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта;

—            международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления);

—            история развития отдельного вида спорта.

3.2. Система подготовки спортсменов.

3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике:

—            методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов;

—            научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов.

3.2.2. Соревновательная деятельность в спорте:

—            стратегия и тактика соревновательной деятельности;

—            структура соревновательной деятельности;

—            управление соревновательной деятельностью;

—            соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих.

3.2.3. Общие основы подготовки спортсменов:

—            адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов;

—            адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта;

—            энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке;

—            нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов;

—            утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов;

—            формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке;

—            основы управления произвольными движениями;

—            средства, методы и принципы спортивной подготовки.

3.2.4. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов:

—            техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов;

—            тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов;

—            психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов.

3.2.5. Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов:

—            скоростные способности, методика их развития и совершенствования;

—            силовые способности и силовая подготовка;

—            координационные способности, методика их развития и совершенствования;

—            гибкость, методика ее развития и совершенствования;

—            выносливость, методика ее развития и совершенствования.

3.2.6. Макроструктура процесса подготовки спортсменов:

—            структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов;

—            структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса.

3.2.7. Микро- и мезоструктура процесса подготовки спортсменов:

—            построение программ микроциклов;

—            построение программ мезоциклов.

3.2.8. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов:

—            отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки;

—            управление в системе подготовки спортсменов;

—            контроль в спортивной тренировке.

3.2.9. Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов:

—            моделирование в спорте;

—            прогнозирование в спорте.

3.2.10. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:

—            среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов;

—            спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур;

—            десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов;

—            психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма.

3.2.11. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:

—            средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности;

—            тренажеры в системе спортивной тренировки;

—            деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте.

3.3. Система подготовки юных спортсменов:

—            методология юношеского спорта;

—            научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов;

—            программирование тренировочного процесса юных спортсменов;

—            содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта;

—            теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.

3.4. Теория и организация массового спорта:

—            содержание, методы и организация массового спорта;

—            управление системой массового спорта;

—            факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.

3.5. Система подготовки спортсменов военнослужащих:

—            методология военного спорта;

—            управление системой подготовки спортсменов военнослужащих;

—            теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах.

  4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:

—            средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;

—            педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих;

—            история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:

—            средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий;

—            взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств;

—            перенос специальной физической тренированности;

—            этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков; -периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих; -управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

  5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.

5.1. Методология оздоровительной физической культуры:

—            дидактические основы оздоровительной физической культуры;

—            организационно-методические основы оздоровительной физической культуры;

—            управление системой оздоровительной физической культуры;

—            системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях.

5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека:

—            средства, формы и методы оздоровительной физической культуры;

—            содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп;

—            оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.

5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии:

—            содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий;

—            системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий.

  6. Теория и методика адаптивной физической культуры.

6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры:

—            цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;

—            средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры;

—            программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;

—            национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.

6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.

6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.

6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.

6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.

  7. Психология физической культуры.

7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.

7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.

7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.

7.4. Психология детского и юношеского спорта.

7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).

7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.

7.7. Психология личности и деятельности тренера.

7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.

13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Области исследований:
  Методология исследования социально-культурной деятельности (методология социально-культурной и социально-педагогической деятельности, в том числе их сущности, структуры, функций, принципов; тенденции развития различных методологических подходов к построению исследований; границы применения методологических подходов к исследованию социально-культурной деятельности; проектирование, прогнозирование, моделирование социально-педагогических процессов в учреждениях культуры, образования)
  История социально-культурной деятельности (история становления и развития теории и практики социально-культурной деятельности; история становления социальной педагогики и социальной работы в контексте социально-культурной деятельности; история становления и развития различных субкультур и неформальных объединений молодежи и взрослых; история становления учреждений воспитания детей и взрослых)
  Социальная педагогика как сфера социально-культурной деятельности (благотворительная деятельность как сфера социально-культурной деятельности; минимизация, прогнозирование, предупреждение социальных рисков; реабилитационная деятельность социального педагога; содержание деятельности социального педагога с различными категориями детей и взрослых; методы исследования в социальной педагогике, как области социально-культурной деятельности; кризисная педагогика в сфере социально-культурной деятельности – компонент социальной педагогики; содержание деятельности социального педагога, работающего в различных социально-культурных сферах)
  Теории и концепции социально-культурной деятельности (категориальный аппарат социальной педагогики; концепции социальной педагогики; концепции, социализации, социального воспитания и социального развития; теории социально-культурной деятельности; теории информатизации социально-культурной деятельности; теории управления социальными и социально-педагогическими системами)
  Практика социально-культурной деятельности (российский опыт социально-культурной и социально-педагогической деятельности; педагогические методы, методики, технологии социально-культурной деятельности; методы социального взаимодействия, социального управления, в учреждениях культуры и образования (культурно-досуговых, социально-педагогических и национально-культурных центрах, в учреждениях дополнительного образования и др.); опыт организации и построения культурно-досуговых, педагогических и, национально-культурных центров, центров социального обслуживания, социальных организаций и учреждений дополнительного образования; опыт волонтерского движения молодежи и взрослых; опыт и технологии организации досуговой деятельности и свободного времени молодежи; социальные (социально-педагогические) технологии (социального развития личности, социального воспитания, сопровождения и поддержки различных категорий детей и взрослых, профилактики асоциальных проявлений детей и взрослых, технологии социального оздоровления, технологии согласия, модерации, поиска и стратегии социального управления и др.)
  Качество социально-культурной деятельности (технологии и методы оценки качества социально-культурной и социально-педагогической деятельности; критерии, показатели, индикаторы оценки качества социально-культурной и социально-педагогической деятельности; мониторинг качества социально-культурной деятельности)
  Междисциплинарные исследования социально-культурной деятельности с позиций социально–педагогической антропологии, педагогики, культурологи, социологии, психологии и др. (исследование различных направлений социально-культурной деятельности на основе интегративного, междисциплинарного подходов с позиций различных научных областей знаний; исследование социокультурной деятельности в контексте социально-педагогической, социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социально-культурной деятельности)
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Области исследований:
  Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования)
  Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования
  Последипломное образование
  Подготовка специалистов в высших учебных заведениях
  Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования
  Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования
  Внутрифирменная подготовка рабочих; дополнительное профессиональное образование
  Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов
  Непрерывное профессиональное образование
  Подготовка специалистов в системе многоуровневого образования
  Современные технологии профессионального образования
  Образовательный менеджмент и маркетинг
  Образовательная среда профессионального учебного заведения
  Профессиональное обучение безработных и незанятого населения
  Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира
  Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами
  Профессиональное воспитание: сущность, основные направления
  Отбор и структурирование содержания профессионального образования
  Гуманизация профессионального образования
  Педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования
  Диагностика качества профессионального образования
  Регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства
  Проектирование локальных систем профессионального образования
  Понятийный аппарат профессионального образования
  Интеграционные процессы в профессиональном образовании
  Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования
  Профессиональный консалтинг и консультационные услуги
  Система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности
  Инновационные технологии в области профессионального образования
  Механизмы взаимодействия образования, науки и производства
  Профессиональное образование через всю жизнь
  Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием
  Формирование профессионального мировоззрения
  Уровни и типы учебных заведений профессионального образования
  Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования
  Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста

 

Формула специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» 13.00.01:

Содержанием специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» является исследование проблем методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования.

Области исследований отражают основные структурные компоненты научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития системы образования.

Формула специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» 13.00.02:

Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.

Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития образования.

Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент.

Уровни: общего и профессионального образования.

Формула специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» 13.00.03:

Содержанием специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» является: -изучение особенностей развития детей, подростков и взрослых в условиях различных систем обучения и воспитания (с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными, двигательными, множественными отклонениями и нарушениями в развитии врожденного и приобретенного характера; -создание педагогических (психолого-педагогических, клинико-педагогических) классификаций детей (с перечисленными выше отклонениями нарушениями развития); -разработка систем обучения и воспитания (целей, задач, содержания, «обходных путей», методов, приемов, средств, ИКТ, форм организации обучения и воспитания) детей и взрослых с перечисленными выше отклонениями и нарушениями в развитии; -теоретико-методологические основы и история коррекционной педагогики; -исследование педагогических условий, оптимальных для социализации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых с вышеперечисленными отклонениями в развитии.

Формула специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» 13.00.04:

Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность.

Формула специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» 13.00.05:

Содержанием специальности 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» является изучение педагогических основ становления, развития и функционирования социально-культурных систем; процессов социального управления образовательными, социально-культурными системами; процессов социализации, социального развития, инкультурации, социального взаимодействия на институциональном и индивидуальном уровнях; субкультур, неформальных объединений, учреждений дополнительного образования; проблем кризисной и социальной педагогики в контексте отечественной и зарубежной социально-образовательной практики.

Области исследования отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития системы образования и институтов культуры.

Формула специальности «Теория и методика профессионального образования» 13.00.08:

Содержанием специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.